vchaspik-global-message
10:59, 27.01.2010

Цена маршРУТА

Транспортные катаклизмы для жителей Лисичанска на сегодняшний день уже стали обыденностью. Однако, многие горожане были просто шокированы, когда 21.12.2009 года в городе произошел резкий скачок стоимости оплаты проезда в городских маршрутках. Так, согласно решению исполкома Лисичанского горсовета №912 от 17.12.2009 г. «О согласовании тарифов на перевозку пассажиров», проезд в городских микроавтобусах подорожал на 50 копеек сразу аж на пяти маршрутах № 101, 102 «А», 102 «Б», 109, 112.

Подобное событие произошло не на пустом месте. Как оказалось, предприниматели еще 12 марта 2009 года подавали городским властям на рассмотрение «экономически обоснованный» расчет размера тарифов на перевозку одного пассажира в данном виде транспорта. И если верить этой калькуляции, то, скажем, на маршруте № 109 «Ц. рынок - РТИ» стоимость проезда, в марте прошлого года должна была составлять 2.20 грн…


Из чего же, из чего же сложены наши тарифы...

Вот у меня на руках расчеты тарифов по двум маршрутам. Первый: № 109 «Ц.рынок - РТИ», второй - № 112 «Ц.рынок - Стекольный завод». Сразу же оговорюсь, эти два документа производят впечатление, что их писали под копирку. Так, во вводной части (Исходные данные) и в одном, и во втором документе указаны автобусы марки «Рута 20», количество выполняемых ими рейсов за один день идентично и составляет 18 поездок, даже длина маршрута и дополнительный пробег автобуса одинаковы и равны 9,9 км и 5 км соответственно.
Как показано в расчетах, пункт 8 «Исходные данные», за один рейс автобусом перевозится два пассажира льготной категории, что в среднем за день составляет 35 льготников. Пункт 9 этой же графы гласит: Сменяемость салона в «час пик» с дополнительной нагрузкой на 20% (Кс = 1,1). В 10 пункте указывается наполняемость транспортного средства за «отдельные рейсы» - 70% (Кн = 0,7).
Итого, один автобус за день перевозит 263 пассажира (19*18*1,1*0,7 = 263). Где 19 - посадочные места; 18 - количество рейсов; 1,1 - Кс; 0,7 - Кн.
В п. 13 идут затраты на ремонт автомобиля... Как утверждают перевозчики, в 2008 году он обходился им ежемесячно в 2500 грн. Соответственно в 2009 году, с учетом роста цен в 1,8 раза, эти затраты приняты 2500*1,8 = 4500 грн/м. или 150 гривен в день.
Идем далее и упираемся в расходную часть. Так, согласно калькуляции, пробег автомобиля за 1 день будет равен 183,2 км. (9,9*18+5), расход топлива на данный километраж составляет 3,3 л бензина (А-95 из расчета 18 л на 100 км), и 40,6 куб. м газа (метан). Указан и коэффициент затрат (Кз) при работе транспортного средства в зимних условиях. Так, согласно расходной части, Кз в это время года увеличивается на 15%.
Не обошли перевозчики своим вниманием смазочные материалы и эксплуатационные жидкости. По их мнению, данный норматив составляет 10% от стоимости топлива. Указана заработная плата и двух водителей, которые работают через день.
«Расходная часть» также содержит перечень и суммы, необходимые к уплате частному бизнесмену налогов. Имеется в калькуляции и такая интересная графа, как «Другие затраты».
В совокупности (сводная таблица) расходы на транспортировку пассажиров за 1 день при топливной системе газ-бензин, маршрут № 109, на 12.03.2009 года независимо от времени года составили 445,25 грн. Разделив же данную сумму на 263 пассажира, перевозимых «маршруткой» за один день, получаем стоимость проезда в 1,70 грн. Исходя из этого, предприниматели делают вывод, что перевозка людей по маршруту «Ц.рынок – РТИ» с тарифом 1,50 грн. убыточна.
В то же время, подавая данные расчеты в исполком, бизнесмены рассчитывают и уровень рентабельности (по их мнению, он должен составлять не менее 25%), и из этого выводят окончательную цифру стоимости проезда в 2,13 грн., округляя ее до 2,20 грн.


Заездились...

Даже при беглом знакомстве с данной калькуляцией в глаза бросаются несколько довольно существенных моментов, имеющих если не решающее, то очень большое значение на окончательную стоимость проезда.
Во-первых: автобус марки «Рута-20» по своим техническим характеристикам предназначен для перевозки 20 пассажиров, о чем в принципе и говорит цифра «20» в названии транспортного средства. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «Часовояровский ремонтный завод» (завод-изготовитель «Рута-20»), цифра 20 обозначает вместимость транспортного средства, 19 посадочных мест + 1 стоячее.
В соответствии с п. 8 ст. 35 Закону України «Про автомобільний транспорт»: «На приміських та міських маршрутах дозволяється перевозити стоячих пасажирів автобусами, які за своєю конструкцією мають місця для стоячих пасажирів, у кількості, передбаченій технічною характеристикою транспортного засобу та визначеній у реєстраційних документах на цей транспортний засіб».
Во-вторых: интерес вызывает пункт 9 (Исходные данные). Перевозчики сами определили, что сменяемость салона в «час пик» составляет 20%. Тогда возникает закономерный вопрос: почему коэффициент сменяемости (Кс) указан 1,1 а не 1,2? Ответ на него прост — при коэффициенте 1,1 «Рута-20» перевозит 263 человека в день, а при 1,2 этот показатель увеличивается до 287 человек… Фактически оплата с 24 человек скрыта.
Теперь, если мы сложим «во-первых» с «во-вторых», то получим 25 человек, чьи денежки тихо-мирно оседают в карманах бизнесменов.
Но ведь есть еще в-третьих… К данной категории с уверенностью можно отнести расход бензина, марки (А-95). Так, согласно калькуляции он составляет 18 литров на 100 км. Однако, «перерыв» в буквальном смысле весь интернет, проконсультировавшись с людьми, не один год специализирующимися на грузопассажирских перевозках, передо мной оказались совершенно другие цифры: минимальный показатель расхода бензина в «Руте-20» на 100 км при полной загрузке - 11 литров, максимальный - 16 литров. Но объективности ради возьмем среднее – 13,5 литров А-95.
Как известно, расход газа превышает расход бензина от 20% до 25%, а значит на 100 км дороги, он в автобусе «Рута- 20», должен составлять около 17 куб. метров. Теперь возьмем указанный в расчетах километраж (183,2 км) и посмотрим, сколько светлых нефтепродуктов и газа понадобится этому транспортному средству для его преодоления. Согласно калькуляции, для этого нам понадобится: бензина 10%, а газа 90%. Значит: 13,5:100*183,2*0,1=2,5 л А 95, и 17:100*183,2*0,9=28 куб. метров газа.
Теперь превратим все эти литры и кубометры в гривни. А-95 – 7,1 грн. литр, газ-метан — 3,6 грн. кубометр, получаем 17,75 грн. + 101 грн. = 118,75 грн. - это и будет стоимость «горючки» для автобуса на 183,2 км пути.
Увеличиваем в соответствии с зимними условиями данный расчет на 15%. В результате простейшей операции выходит интересная цифра – зимой цена топлива составит порядка 136,5 грн.
Но кто сказал, что в этом случае (зимние условия) расход на топливо должен быть больше на 15%? Это кажется странным, однако в калькуляциях нет и намека (ссылок) на какие-либо нормативные документы... А они ведь существуют! И, согласно приказу Министерства транспорта Украины № 43 от 10.02.1998 г. «НОРМИ ВИТРАТ ПАЛИВА І МАСТИЛЬНИХ МАТЕРІАЛІВ НА АВТОМОБІЛЬНОМУ ТРАНСПОРТІ», расчет увеличения затрат в связи с погодными условиями должен происходить:

«3.1 Норми витрат палива підвищуються у таких випадках:
3.1.1 Робота в зимових умовах - у залежності від фактичної температури повітря:
від 0° С до -10° С - до 5 %;
від -10° С до -20° С - від 5 % до 10 %;
від -20° С і нижче - від 10 % до 15 %».
Налоги, которые предпринимателю необходимо уплатить в государственную казну – не обговариваем, и оставляем без изменений, это 755,31 гривня в месяц.
А вот графа «Другие затраты» заставляет задуматься… И это уже в-четвертых. Как видно, «другие затраты»: оплата стоянки автомобиля, мойка автомобиля, обучение водителей управлению автомобилем с газобаллонным оборудованием и... много еще чего, предприниматели решили возложить полностью на плечи рядовых лисичан. Я скорее всего не ошибусь, если скажу такую крамольную вещь, что большинству пассажиров все равно, где будет «ночевать» частный автобус. На платной стоянке, во дворе перевозчика либо вообще на конечной остановке маршрута... Да и расчет мойки транспортного средства вызывает недоумение. К примеру, всем известно, что каждый работник производственного предприятия должен приводить свое рабочее место в порядок. Так почему тогда перевозчик желает (включает в тариф), чтобы пассажиры содержали его автобус в чистоте? Это ведь прямая обязанность работника. Или обучение водителей... Да зачем это пассажиру? Принимайте на работу уже обученных специалистов.
Пункт 7,8 «Другие затраты», гласящий: «Дежурства в ГАИ и другие общественные поездки, 3 поездки в год». Цена вопроса - 200 грн. одна поездка... Я думаю, здесь вообще можно обойтись без комментариев.
Исходя из вышеприведенного, данный раздел, по моему мнению, можно вычеркнуть полностью из списка расходов.
Что же тогда у нас, введя новые данные, получается в конечном итоге?
Автобус «Рута-20» перевозит за 1 день: 20*18*1,2*0,7 = 302 пассажира.
Затраты на ремонт без изменений - 150 грн. в день
Стоимость топлива в летний период - 118,75 грн., в зимний - 136,5 грн.
Смазочные материалы и эксплуатационные жидкости (оставляем %, указанный перевозчиками) и выводим: в летних условиях = 11,1 грн/день; в зимних условиях = 14 грн/день.
Оплату труда водителей берем из согласованной калькуляции - 40,33 грн/день
Итого затраты на перевозку пассажиров за 1 день при топливной системе автомобиля газ-бензин: 118,75+11,1+40,33+150+25,18 = 345 грн/день в весенне-летний период.
136+14+40,33+150+25,18 = 365,5 грн/день в осенне-зимний период.
Выводим средние потери за 1 день независимо от сезона года: (345+365,5)/2 = 355,25 грн/день.
Какова же фактическая себестоимость перевозки одного пассажира?
356/302 = 1,17 грн = 1,2 грн.
Гривня и двадцать копеек - вот та сумма, при которой (в соответствии с новыми данными) перевозчики выходят на нулевой уровень! Добавляем коэффициент рентабельности Кр (рентабельность - отношение чистой прибыли к затратам). Неизвестно по каким причинам, но бизнесменам понравился показатель в 25% и они ввели его в свою калькуляцию. Кстати, это очень высокий процент. И все же, если мы 1,2*25%, то стоимость проезда будет равна... 1,5 грн.
Это с тем учетом, что микроавтобус не набивается людьми, как банка со шпротами, и каждый месяц перевозчик производит его ремонт на сумму, равную 4500 гривен.
Однако это все сухие цифры расчетов, которые при всем желании не смогут заменить живое общение с людьми, подававшими данную смету на согласование. Поэтому «Час Пик» обратился к Владимиру Анатольевичу Нагулкину, председателю Лисичанской городской ассоциации водителей маршрутных такси «Автобус»
- Владимир Анатольевич, это ваша калькуляция?
- Это расчет, произведенный на март месяц 2009 года, а мы уже за ноябрь подали.
- Вы хотите сказать, что расчет производили по другим формулам?
- Нет. Формулы те же, цифры другие. Разница в стоимости того же топлива заметно повлияла на стоимость проезда.
- То есть вся разница между расчетами, произведенными в марте и декабре 2009 года присутствует только в сторону увеличения расходов, и как следствие - конечной стоимости проезда?
- Конечно. Если тогда экономически обоснованно был тариф в 2,2 грн., то сейчас в 2,7 грн.
- На сайте завода-изготовителя автобуса «Рута-20» сказано, что данное средство по своим техническим характеристикам предназначено для перевозки 20 пассажиров. Исходя из чего вы в калькуляции указали цифру 19?
- Объясняется это очень легко. Все машины работают на газу, это сейчас самый экономичный вид топлива. И вот  вследствие установки на автомобиль газового оборудования число посадочных мест сокращается. Расчет идет от веса, от общей массы автомобиля, а ведь четыре метановых баллона имеют значительный вес.
- Составлялся ли акт расхода топлива «Рута-20» в условиях нашего города?
- Естественно, и в расчетах все уже выведено.
- В расчетах-то выведено, но пообщавшись с людьми, просмотрев официальные сайты можно прийти к выводу, что реальный расход топлива значительно ниже и составляет 11-16 литров бензина на 100 км.
- Но у нас бензин идет только на пуск и прогрев автобуса, а работает он на газу.
- Правильно. Однако из расхода бензина высчитывается и потребление газа. Не ошибусь, если скажу, что расход газа превышает расход бензина на 20-25%
- Все верно. Но что это вам даст?
- Реальный расход топлива.
- Вы хотите сказать, что указанный расчет не соответствует действительному?
- Просто уточняю.
- Скажу проще. Наш тариф утверждает заказчик, в данном случае - исполком. Там есть экономический отдел, туда мы подали все свои расчеты, они их обработали. С чем экономисты были не согласны - спросили нас, мы им ответили и вопросов более не возникало. И они приняли наши расчеты, согласились. Хотя, носили мы их им с марта 2009 года. Поэтому получилось так, что весь год перевозчики проработали себе в убыток.
- А касательно общественных поездок? В разделе «Другие расходы» вами указаны такие пункты как дежурства в ГАИ и общественные поездки. Почему за это должен платить пассажир?
- Подождите, если рассуждать чисто по-человечески, мы тоже не должны бесплатно возить сотрудников правоохранительных органов.
- Интересный момент. В калькуляции определено, что сменяемость салона равна 20%. Тогда почему в формулу вносится коэффициент сменяемости 1,1 то есть 10%?
- Ну я не могу за это отвечать. У нас расчетами специально занимался человек. Хотя, возникает другой вопрос: почему экономический отдел не нашел данной ошибки?
- Хорошо. Теперь затраты на топливо. Вы берете 15%, что является максимальным из дозволенного.
- Что значит максимальным? Нет такого.
- Есть. Приказ Министерства № 43 от 1998 года.
- Это бумажные расчеты. Возьмите реальную обстановку на дорогах. При чем температурные изменения, если дорога не чищена и на ней каша? И с другой стороны: почему люди предпочитают ездить на маршрутных такси, а не на автобусе за 1,5 грн.? Пожалуйста, идите на автобус. Но значит людям более удобно и выгодно ездить на маршрутке?
- Скорее всего, быстрее. И такой вопрос: во всем «мартовском» расчете, который вы предоставляли в исполком, нет ни одной ссылки на нормативные акты. Откуда взялись подобные формулы?
- Не знаю, почему там не внесено, но в последнем мы указывали.
- В ноябре 2009 года вышел новый Указ Министерства транспорта и связи Украины № 1175, в соответствии с которым и необходимо производить расчет стоимости перевозки пассажиров. Там совершенно другие формулы.
- Покажите этот указ. Мы только слышали о нем, но еще не видели.
- Вот он в интернете, на сайте Верховной Рады Украины. Вот формула, и она не подходит не под одну из приведенных вами.
- Да у нас все не подойдет.
- Последний вопрос. Вы указываете, что в 2009 году ремонт транспортного средства вам обходился в 4500 грн. в месяц, или 54 тыс. грн. в год. Фактически это одна треть от стоимости самого микроавтобуса. Из чего вы исходили, закладывая подобные расходы?
- Я вам без всяких расчетов скажу: шесть раз в месяц мне пришлось производить ремонт двигателя. Шесть раз! Это лично из своего опыта. А все остальное? Рессоры, ходовая...