![](https://vchaspik-rozrobka.pp.ua/sites/default/files/styles/full_image/public/images/u12952/2017/11/87_main_0.jpg?itok=WWrj0Dmk)
Языковой пункт в новом украинском законе об образовании вызвал бурю негодования в соседних государствах. Украину обвиняли в дискриминации по национальному признаку, но на сегодняшний день скандалы поулеглись, а злосчастная 7-я статья закона ждет вердикта Венецианской комиссии.
Министр образования Лилия Гриневич объяснила, как теперь будет проходить образование нацменьшинств в Украине, передает Час Пик со ссылкой на «Украинскую правду».
В законе сказано, что дошкольное и начальное школьное образование для таких детей будет проходить и на языке нацменьшинства, наряду с государственным. Вместе с тем, крымские татары как коренной народ Украины будут иметь право обучаться на крымскотатарском языке и в средней и старшей школе. Все дети, относящиеся к нацменьшинствам, имеют гарантированное право на изучение родного языка.
До 2020 года переход на украиноязычное образование будет проходить постепенно, то есть количество предметов, преподаваемых на государственном языке, год за годом будет увеличиваться.
В «языковой» статье закона указано, что один или несколько предметов могут преподаваться на двух и более языках – кроме государственного, на английском или другом официальном языке ЕС (к которым как раз относятся польский, румынский, венгерский и др.).
В МОН подчеркивают, что в последних классах школ с обучением на официальных языках ЕС должно преподаваться не меньше 60% предметов на украинском. В то же время русскоязычные школы должны будут перейти полностью на украиноязычное обучение. По словам Гриневич, никакой политической подоплеки в таком подходе нет – дело лишь в особенностях изучения украинского языка разными нацменьшинствами.
В Украине планируется применить 3 модели обучения детей из нацменьшинств по примеру ЕС. Согласно первой из них, коренные народы (для нашей страны - крымские татары) могут обучаться полностью на своем родном языке. Такой подход оправдан тем, что не существует стран, кроме Украины, которые могли бы развивать крымскотатарский язык. К тому же крымские татары, выехавшие с оккупированного полуострова, рассредоточены по территории Украины и имеют мало возможности применять родной язык в повседневной жизни. На сегодня в Украине нет крымскотатарских школ, но в скором будущем будут созданы отдельные классы для таких детей. По словам Гриневич, проблем с поступлением в вузы при такой системе образования у крымских татар возникнуть не должно, поскольку они хорошо интегрированы в украинское общество и заинтересованы в изучении государственного языка.
По второй модели – для нацменьшинств, говорящих на официальных языках ЕС, - предполагается преподавание только части предметов на родном языке. При этом сроки внедрения украиноязычного обучения будут разниться для отдельных нацменьшинств, в зависимости от того, насколько легко они овладевают украинским языком.
Третья модель, которую собираются применить для русскоязычных школ, предполагает обучение на русском языке в детском саду и начальных классах с параллельным изучением украинского языка, и последующий переход к преподаванию предметов на государственном языке. Министр отмечает, что из всех нацменьшинств русскоязычные дети наиболее успешно овладевают украинским языком.