Реконструкция машины, предназначенной для перегрузки ядерного топлива на третьем энергоблоке ЮУАЭС, началась сразу после окончания технологических операций по выгрузке активной зоны реактора, перестановок в бассейне выдержки и контроля герметичности оболочек топливных кассет. Эта работа включена в Комплексную (сводную) программу повышения безопасности АЭС и является одним из главных реконструктивных процессов ремонтной кампании на блоке № 3, во многом определяя ее продолжительность - 119 суток (планово-предупредительный ремонт на третьем «миллионнике» стартовал 8 декабря 2014 г. и продлится до 5 апреля 2015 г.).
Необходимость масштабной модернизации вызвана моральным и физическим износом перегрузочной машины. «За 25 лет эксплуатации энергоблока №3 машина, обеспечивающая перегрузку топлива, ни разу не реконструировалась. За этот период уровень нормативных и технических требований значительно повысился. Поэтому пришло время кардинально обновить это оборудование, что обеспечивает, прежде всего, ядерную безопасность во время проведения транспортно-технологических операций с ядерным топливом», - комментирует ситуацию начальник участка электроцеха АЭС Владимир Чумак. Под его руководством работают специалисты, которые обеспечивают ремонт и релейную защиту реакторного и турбинного электрооборудования, и принимают непосредственное участие в нынешнем процессе реконструкции.
Перегрузочная машина (ПМ) атомного энергоблока - сложный робот-манипулятор, механическая часть которого расположена в центральном зале реактора, пульт управления установлен снаружи гермооболочки. Масштабная модернизация коснется обеих составляющих машины: полной замене подлежат рабочая штанга, приводы перемещения, телевизионная штанга, все кабельные соединения (необходимо проложить 12 км нового кабеля) и др.
От предыдущего варианта останутся только металлоконструкции моста и тележки, передвигающейся по нему. Таким образом, будет полностью обновлено 90% оборудования. Существенно изменятся его надежность и функциональные возможности. Внедряемое оборудование имеет двухканальное строение со 100-процентным резервированием со стороны системы управления ПМ. На пульт управления машины заводятся показатели общестанционных датчиков (контроль сейсмического состояния, параметров среды в бассейне выдержки, пожарная сигнализация), а также данные аварийного осциллографа («черного ящика»).
Результатом всех перечисленных нововведений станет надежнее работа перегрузочной машины, повышенная точность выполняемых операций, которая, в свою очередь, позволит проводить процесс перегрузки с сокращением сроков. «Это будет первая в Украине перегрузочная машина серийного ядерного блока, техническими возможностями которой предусмотрены режимы работы с ядерным топливом различных типов и различных производителей*, - подчеркивает начальник цеха по ремонту реакторного оборудования энергоремонтного подразделения ЮУАЭС Сергей Шпирко.
- Проектом предусмотрены плавные переходы скоростных режимов, более высокая точность весомерных и координатных характеристик и, соответственно, меньшая погрешность выполнения операций. Отошли мы и от трехсекционного типа рабочей штанги, который используется на большинстве АЭС. Новая рабочая штанга двухсекционного исполнения, что снизит заполнения топливных сборок во время их вертикального перемещения и предоставит возможность выполнять внешний осмотр ядерного топлива в процессе перегрузки».
Вместе со специалистами энергоремонтного подразделения и электрического цеха ЮУАЭС в процессе реконструкции участвует персонал подрядных организаций - ООО «Кузнецовское наладочно-монтажное предприятие «Электроюжмонтаж» и ОАО «Южэнергострой». Всего в работах задействованы более 120 специалистов. Завершить модернизацию ПМ планируется за 30 суток.
*С 2005 года в активной зоне реактора энергоблока №3 вместе с российскими топливными сборками, которые используются на всех украинских АЭС, работают кассеты производства транснациональной фирмы «Westinghouse».