Елена Зубрилова. Фото из архива "СЭ"
Десять лет назад после неудачной для всей нашей сборной Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, самая титулованная украинская биатлонистка Елена Зубрилова приняла решение переехать в Белоруссию. О своем выборе не жалеет, о чем свидетельствует и тот факт, что в отличие от многих таких же «легионеров» осталась на новой родине и после завершения карьеры. А ушла Зубрилова из большого спорта в 2006-м году в ранге четырехкратной чемпионки мира, правда, так и не завоевав ни одной олимпийской медали.
Елена живет и работает в Минске. А ее родители и дочь остаются киевлянами. Она нечасто бывает в Украине, и поэтому вдвойне приятно, что несмотря на все свои дела, а их за время отсутствия накопилось немало, уделила время корреспонденту «НЕДЕЛИ».
- Есть ли общая причина, по которой спортсмены принимают решение поменять гражданство или все это индивидуально?
- Думаю, у каждого свои аргументы. Вот, скажем, Россия… Огромная страна. Чтобы там попасть в сборную, нужно пройти очень серьезный отбор. Возможно, некоторые сомневаются в том, что им это под силу, поэтому ищут другие выходы на международную арену. Еще очень важно, придя в новую команду, попасть к «нужному» тренеру, который будет уделять достаточно внимания и с душой работать с тобой.
- Какие основные проблемы возникают при смене гражданства?
- Сам процесс смены гражданства - это уже проблема. Если вопрос решается на уровне федераций, то это существенно облегчает жизнь спортсмену. Хотя, к примеру, в Швеции, Норвегии или Италии, чтобы получить гражданство, нужно прожить пять лет в стране, каким бы великим биатлонистом ты не был.
- Почему после вашей золотой медали на чемпионате мира в Холменколлене украинскому биатлону пришлось целых одиннадцать лет ждать новой победы?
- Потребовалось время, чтобы создать новую команду. Наше поколение было очень сильным. Мне кажется, можно сосчитать на пальцах количество турниров, когда мы оставались бы без медалей. Чтобы вывести молодых спортсменок на такой же уровень, нужен был не год и не два.
- Насколько неожиданным для вас стал феноменальный успех украинской женской сборной на недавнем чемпионате мира в Нове-Место?
- Я не сомневалась, что будут медали, но не думала, что столько! И удивилась не только я, весь мир! В этом году сборная Украины на всех уровнях - юниорском и взрослом чемпионатах мира, континентальном первенстве - завоевала награды.
- Не ревнуете к успехам нового поколения украинских биатлонисток? Глядишь, и отберут у вас звание самой титулованной стреляющей лыжницы в нашей истории...
- Нисколько не ревную! Признаюсь, когда уходила из спорта, было непросто: с чемпионского пьедестала спуститься, грубо говоря, в никуда. Но сегодня я болею как за украинскую, так и за белорусскую команду. Хочется, чтобы наши девчонки завоевывали медали еще и еще, все чаще занимали места на пьедестале.
- Почему Елене Пидгрушной удалось сделать то, что не получалось у сестер Семеренко? Это вопрос физических возможностей организма или все-таки психологии?
- Думаю, все в совокупности. Лена к этой победе шла не один год, и очень много трудилась. В этом сезоне у нее, наконец-то, все сложилось. Ее победа на чемпионате мира - заслуженный результат как для нее лично, так и для всего украинского биатлона.
- Вы когда-нибудь обращали внимание на существующий в биатлоне феномен имени Елена. Талантливые и успешные - Зубрилова, Петрова, Форгсберг, Нойнер, Эхольм, и наконец Пидгрушная…
- Насколько знаю, Елена по-гречески означает «избранная» и «светлая». Мне кажется, носительницы этого имени всегда стремятся к вершине. Если занимать место на пьедестале, то только первое. (Улыбается). Наверно, что-то в этом есть…
Екатерина ЖИДКОВА, Спорт-Экспресс в Украине