С приходом российской армии в Лисичанске прекратили работу предприятия (в том числе угледобывающие), бизнес, по большей части, был перемещен в более безопасные регионы Украины, перестали полноценно работать коммунальные и экстренные службы. С момента оккупации прошло уже почти два года, но изменения в городе происходят только на словах российских чиновников и местных предателей.
Что обещают сделать для Лисичанска россияне, о каких "восстановительных" инициативах заявляют и что в реальности происходит в городе - проанализировал Час Пик.
Лисичанские "Нью-Васюки"
Даже заявлений за последние месяцы, которые сделали незаконные "власти" Луганщины и российские чиновники, хватит для того, чтобы Лисичанск превратился в технологический центр. Но реальность немного отличается от заявлений. И всегда "оправдательное" препятствие в виде близости линии фронта, которое не дает продвинуться в "строительстве и восстановлении". Фантастические "планы" россиян охватывают и предприятия, и жилищный фонд, и "инновационные индустриальные парки". Так скромный город превращается в пресловутые книжные "Нью-Васюки".
Промышленность
В 2024 году Единый научно-исследовательский и проектный институт пространственного планирования РФ выступил с заявлением о том, что в Лисичанске в первую очередь будет "восстановлен" промышленный комплекс, модернизированы предприятия.
"Единый институт пространственного планирования в рамках разработки Генерального плана городского округа города Лисичанска предлагает восстановление и модернизацию ряда производственных предприятий города. В их число входят два стекольных завода, завод "ЛисМаш", шахты имени Капустина, "Новодружеская", "Привольнянская", Лисичанский завод "Редкие газы" и другие предприятия", - говорится на канале ЕИПП в Telegram.
В фантазиях ЕИПП, основной приоритет - "производственный комплекс, поэтому восстановление промышленности также будет сопровождаться созданием инновационных индустриальных парков".
Жилищный фонд
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин неоднократно делал заявления о восстановлении домов в Лисичанске "несмотря ни на что". На различных мероприятиях он щедро сыпал словами, которые не имеют под собой реальной подоплеки. К примеру, Хуснуллин заявлял, что в Лисичанске по состоянию на начало 2024 года проживало 106 тысяч человек и "в городе продолжается стройка, ремонт и восстановление". "Стройка и восстановление" будут происходить по модели Мариуполя. Правда, чиновник забыл уточнить, что для начала российская армия месяцами разрушала Лисичанск по модели Мариуполя.
В Луганской ОВА также обращали внимание на заоблачные планы оккупантов по "восстановлению" жилого фонда Лисичанска. В 12-летний план вошли всего 20 домов (в Северодонецке - более сотни, в Рубежном - 98).
"План рассчитан до 2035 года. И включает восстановление менее 10% от общего количества разрушенных и поврежденных объектов. В частности, на территории Луганщины, по предварительным подсчетам, только более трех тысяч многоэтажек подверглись разной степени разрушений", - отметили в ЛОВА.
20 домов на весь Лисичанск за 20 лет - "очень быстрые темпы". С такими темпами, быть может, в городе станет меньше руин лет через 200. Зато сколько за это время можно будет провернуть махинаций на "ремонте и строительстве"!
Коммуникации
По данным так называемого "правительства ЛНР", в Лисичанске крайне плохо обстоят дела с коммуникациями. Отмечается, что электроснабжение восстановлено только для 60% потребителей. Даже с учетом склонности "властей" приукрашивать реальную статистику, процент электрификации Лисичанска крайне низок. О водоснабжении и восстановлении центрального отопления даже речи не идет. Хотя планы, как всегда, грандиозные. Тот же Хуснуллин не устает заявлять, что "среди первостепенных задач - дать людям тепло, воду и электричество". Так где же все эти "неземные" блага? Почему до оккупации не было никаких проблем, а в "освобожденном" Лисичанске вдруг не стало света, воды, отопления и никто ничего не может поделать?..
Общественно-деловые центры
Пока жители не могут приготовить поесть и помыться, россияне выкатывают все более и более оторванные от реальности прожекты. Один из таких прожектов - "развитие общественно-деловой застройки" на месте бывшего Содового завода . Россияне заверяют, что близость к железной дороге "позволит сделать эту территорию центром притяжения как для жителей города, так и для специалистов из других регионов". Правда, железная дорога не работает. Когда заработает - неизвестно. В Луганске не хватило и 10 лет для того, чтобы восстановить железнодорожное сообщение. Впрочем, пока еще никто ничего строить не начинал.
Нужно только подождать...
Естественно, никакие временные рамки не оговариваются. "Строительство и восстановление" Лисичанска может быть бесконечным, как нет конца и края обещаниям. Как местные "власти", так и российские чиновники неоднократно заявляли о том, что настоящие подвижки произойдут тогда, когда "отойдет линия фронта". Вот уже два года, а она все не отходит. Какая "досада" для тех, кто так "рвется" на словах "строить и восстанавливать". Жителям предлагают просто подождать. Возможно, имеется в виду деоккупация города.
Обещать - не мешки ворочать
"Восстановление" предприятий Лисичанска, очевидно, никак не обусловлено близостью к линии фронта. К примеру, Северодонецкий "Азот", куда ничего не "прилетает", так и стоит разрушенный. Как констатируют местные жители, "Азоту" конец". Такой же конец и многим предприятиям Лисичанска. Шахта "Новодружеская" была обесточена в ходе активной фазы боевых действий еще до оккупации. По территории предприятия велся огонь . По информации ЛОВА, работу шахт "Золотое" и "Тошковская", которые расположены поблизости, восстановить уже невозможно , потому что они были затоплены до критического уровня. Восстановление шахты "Горская" - под вопросом. Реальных инспекций предприятий никто не проводил и не проводит.
На заводы Лисичанска на деле никто внимания не обращает. Ни от местных жителей, ни от "властей" не поступала информацию о том, что хоть на одном предприятии начался "ремонт".
Что касается жилых домов, то здесь внимание отводится только тем, которые более-менее уцелели от обстрелов. Разрушенные дома и частный сектор никому не интересны. Даже в качестве "бесхозных" частные дома и руины не признаются . Впрочем, ремонт заканчивается на замене окон и входных дверей . Но жить от этого не становится проще - без тех самых приоритетных "тепла, воды и электричества".
По состоянию на сегодня, местные "власти" не отчитались ни об одном восстановленном предприятии, ни об одном построенном доме, чтобы хоть как-то подтвердить "благие" намерения. И жители (реальные, а не невидимые 106 тысяч человек) все также "терпят и ждут", как они сами характеризуют свое существование в оккупации.
Читайте также: Лисичанск и Северодонецк - в огне: пожары уничтожают то, что дорого людям, и "следы"