vchaspik-global-message
14:15, 26.09.2020

Должность по материнской линии. История семьи, три поколения которой возглавляют Дворец культуры в Лисичанске

Антонина, Светлана, Людмила, Валерия и подрастающая Владислава – они трудовая династия, которая сформировалась вокруг Дворца культуры имени Сосюры в Лисичанске. Полстолетия они доказывают жителям города и трудягам стекольного завода, что жить нужно не только работой, а еще песней, танцами и перевоплощением в сценические роли.  

"Вообще, я в торговлю хотела"

Замышляя большую игру, в костюмерную забежала семилетняя Лера. Буквально вчера сюда завезли партию новых костюмов. Красные, синие, с блестками, оборками. Белые туфельки, красные туфельки. Корона, шляпка, кокошник.

Девочка растерялась. С чего начать?

Лера примеряла все подряд - для детей и взрослых, девочек и мальчиков. Надев очередной костюм, она бежала через длинный коридор, спотыкаясь о подол платьев не по размеру, чтобы показать себя крестному – директору Дворца культуры.

Но вот спустя тридцать лет не Лерочка, а Валерия Александровна заняла кабинет крестного и теперь к ней прибегают семилетки, чтобы похвастаться открытиями дня.

- Если честно, я не хотела идти в культуру, поскольку видела жизнь родителей и бабушки: у всех праздник, а они работают, - вспоминает Валерия Козинская, нынешний директор Дворца. - Я думала в торговлю идти. Был девяносто седьмой год и хотелось зарабатывать. Но пошла в педагогику, долго из-за этого спорила с мамой. А после второго курса сказала ей: "Спасибо большое, что настояла на педагогическом образовании". Оно мне дало такой багаж знаний, что хватило до магистратуры.

Валерия родилась и выросла в Лисичанске, свое детство провела в ДК. А как же иначе, когда отец - аккомпаниатор, мать – руководитель художественных кружков, дядя и он же крестный – директор, тетка – руководитель театрального кружка, а бабушка – бывший директор Дворца.    

Детские воспоминания Валерии пропитаны фразами, которые знакомы всем, кто связан со сферой массовых мероприятий: "Росла на подмостках сцены", "Нянчил сценические коллектив", "Чуть не родилась в ДК. Утром мама танцевала на сцене, а вечером была в роддоме".

- Я знаю каждый кирпич этого здания. Это родное. Я помню запах в кинооператорской, которая сейчас в аварийном состоянии и отремонтировать ее практически невозможно. Там мой дед склеивал кинопленку, - говорит Валерия. – Как управлять ДК – это то, что в моей крови, от бабушки. Когда ты ежедневно всю жизнь слышал, как решаются вопросы по ремонту, строительству и концертам, то выходишь на работу с полным багажом знаний. Мне все заложили в детстве.

На фото - Антонина и Анатолий Дейниченко и их внучка Валерия 

"Мама была авторитетом"

Бабушка Валерии - Антонина Викторовна Дейниченко. Закончив в пятидесятых годах институт культуры в Николаеве, приехала в Лисичанск руководить танцевальным коллективом. Самодеятельность тогда всячески поддерживалась, чего в наши дни, согласитесь, не хватает.

Утром Антонина учила танцевать детей, а вечером – своего жениха, работника Лисичанского стекольного завода (Мехстекло) и по совместительству киномеханика Дворца культуры.

- Папа в молодости окончил на Дальнем Востоке курсы киномеханика, - рассказывает Светлана Кутковская, которая ведет во Дворце кружок и наблюдает, как ее дочка Валерия справляется с должностью директора. – После того как папа с мамой поженились, у них родились две дочери погодки – я и Людмила. Мы все выросли во Дворце: все мои подруги и друзья. Я на общественных началах три года, начиная с 1975 года, вела танцевальный коллектив - у меня еще трудовой не было. И после школы с сестрой поступили учиться в Ворошиловградское культпросветучилище.

На фото - семья Дейниченко

Там девушки встретили своих будущих мужей и вернулись с ними в Лисичанск – работать с родителями во Дворце культуры: Александра Кирюхина – луганчанина, который преподавал в культпросвете, и Александра Кутковского из Ровеньков – учился там же на дирижёра.

- Если бы не мама, мы бы с сестрой и не пошли в культуру, - говорит Светлана. – А так, с детства мы этим жили. К работникам культуры тогда относились очень хорошо. Родители приходили на все праздники посмотреть на своих детей и видели, как в творчестве они растут. Мама была для всех авторитетом. Я еще не встречала человека, к которому бы относились с такими уважением, как тогда к маме.

Светлана вспоминает, что коллектив Дворца работал очень дружно, но в начале 80-х годов  началось преследование "семейственности". И перед ними стал вопрос, кто уйдет с работы. Первой в отставку подала Антонина Дейниченко, передав должность своему зятю Александру Кирюхину. Потом уволилась Светлана – пошла работать в профтехобразование. Как она сказала: "Чтобы не мешать". И с тех пор в ДК Сосюры из большого семейного клана остались только Александр и его семилетняя крестница-племянница Валерия, которая после школы во Дворце примеряла костюмы.

Как после сцены учиться продавать автомобили, а потом стать директором

Одни из самых сложных годов и для наших героинь, и для ДК были те же, что и для всех жителей Украины – девяностые годы. Стеклозавод и сам умирал, и находилась желающие, которые ему в этом сильно помогали. На сегодняшней день – Мехстекло закрыт, сейчас здесь работает небольшое предприятие. Не работает и второй стекольный завод Лисичанска – "Пролетарий".

- Раньше наш район был очень богатый. Работали предприятиях - стекольный, клеевой, содовый, НПЗ. Люди не думали, что у них не будет средств на одежду и еду, поэтому у них была возможность заниматься творческим развитием. Для этого были все условия. А в девяностые начались проблемы с заводом, люди стали уезжать на заработки. Кто в Москву, кто еще куда-то. Конечно, проблемы начались и в ДК. Зарплату выдавали талонами – как всем. Но знаете, мало кто из нас ушел из ДК.

Зять Антонины Дейниченко возглавлял Дворец до 1994 года, а потом на двадцать два года семейная преемственность оборвалась.

- Лариса Николаевна Муценко стала директором после Александра. Она ушла в 72 года, потому что у нее не было высшего образования и не подходила по условиям, - говорит Светлана. - Это был 2016 год. И моя Валерия решается податься на конкурс директора.

Тогда вступил в силу новый закон, был объявлен конкурс. Составить план развития Дворца культуры, как говорит Валерия, для нее не было проблемой, а вот большой ответственности она боялась.

На фото - коллектив лисичанского ДК имени В. Н. Сосюры

- Меня поддержал коллектив. И в конкурсе кроме меня был всего один соискатель. С 1 сентября 2016 года я стала директором ДК имени В. Н. Сосюры, - вспоминает Валерия с улыбкой, ведь еще несколько лет назад до этого она круто сменила карьеру. Ушла работать в автосалон – продавать машины.

- С нуля выучила, что такое клиренс, как работают дворники, как менять "незамерзайку". Я пошла в автосалон, поскольку в культуре эмоционально выгорела. Безденежье, ползарплаты оставляешь в ДК, а дома тебя ждет ребенок. Но потом автосалон начал увядать, пошло снижение зарплат, и я вернулась туда, где все начиналось – в сферу культуры.  

"Меня зовут Света. Но до 5 лет я думала, что меня зовут сволочь"

Финансовая сторона дела в культуре улучшилась, если сравнивать с девяностыми годами, но не в какое сравнение она не идет с теми временами, которые были в 70-е и 80-е годы, признает Валерия и тут же добавляет: "Деньги - не самая большая проблема. Плохо то, что у людей нет желания и понимания, почему творчество так важно в жизни каждого".

-  На первых порах сложно было заставить работать коллектив - отсутствие инициативы, - признается она. - Поэтому и население не хотело идти в ДК. Я раскачивала наш район, наверное, год. К нам просто не хотели идти - все было скучное, устаревшее. На 14 октября, День защитника Украины, мы такую постановку сделали: импровизацию без ведущих, уделили внимание всем акцентам этого праздника, а в зале 15 человек, когда он рассчитан на 400. Родители не ходят смотреть на своих детей. Для меня это нонсенс.

- Мы можем долго говорить о финансах, проблемах, но не стоит забывать о людях, - добавляет Светлана. - Раньше у нас была очень активная жизненная позиция. Население стремилось показать, на что каждый из нас способен, показать свой талант. А сейчас стоит вопрос, что я должен развивать. А тогда стоял вопрос, что я должен отдавать. Поэтому нужно перестраивать работу, чувствовать время.

И для этого в ДК создают Зимний сад, коллекцию которого пополняют жители района. Скоро заработает молодежный хаб – залы, где дети и молодежь смогут проводить время. Будут настольные игры, музыкальные инструменты, телевизоры, минибиблиотека, кружок робототехники. Также появятся мастер-классы и медиапространство.   

В последнее время в Украине поднимается вопрос о переходе клубов, ДК на бизнес-модель для самофинансирования. Но этот вариант подходит не для всех регионов страны, уверена Валерия Козинская.

- Я считаю, что мы должны работать как социальная структура структура - как больницы, школы, - говорит Валерия. -  Для того, чтобы нашим детям было куда пойти. У нас много ребят из неблагополучных семей. Бывают разные ситуации. Однажды на занятии мы знакомились с детьми, я спросила одну девочку, как ее зовут. Она отвечает: "А как бы вы хотели, чтобы меня звали?".  Мы смеемся - такое слышали только в фильме "Красотка". А ребенок продолжает: "Вообще меня зовут Света. Но до 5 лет я думала, что меня зовут сволочь".

Как порадовать бабушку ночным падебаском

В семье есть еще одно поколение - 14-летняя дочь Валерии Влада. С 5 лет она танцует - есть 24 медали с конкурсов. С 9-ти ходит в театральный кружок в ДК Сосюры, играет снегурочек на утренниках, танцует бальные и украинские танцы в коллективе, который ведет бабушка.

На фото - Валерия Козинская и ее дочь Владислава 

- Бывает, что в 10 часов вечера бабушка говорит: «Давай-ка повтори вот этот падебаск. Учи, завтра будешь показывать», - смеется Влада. - Если бы я профессионально занималась всем этим, мне бы не хватало времени на учебу. Культуру не хочу даже и рассматривать в перспективе, я вижу, сколько мама и бабушка тратят времени, и чем это иногда заканчивается. Я восхищаюсь бабушкой - это одна из самых сильных женщин, которых я встречала, но у неё сейчас очень большие проблемы с ногами. А мама для меня вообще герой. Но у нее постоянно работа: суббота, 2 часа ночи, посмотрели фильм. Я спать, а мама берет телефон и говорит: «Галя, ты не спишь, у меня тут такая идея появилась...»

Валерия не отрицает, что все время посвящает работе.

- Ни на что другое времени нет, - говорит она. - Все проблемы и радости приносишь домой. Я хочу чтобы Влада увидела что-то другое. Но когда ты видишь эту красоту на сцене, горящие детские глаза на генеральной репетиции, как ребята стараются. С этим нельзя ничего сравнить, все уходит на второй план: и болезни, и заботы.