Трудовая миграция – процесс всемирный, но в Украине он приобрел почти национальные масштабы, ведь каждый год за границей трудоустраиваются около 50 тыс. украинцев. Сегодня на разных уровнях говорят о том, что отток трудовых ресурсов за границу – серьезная угроза государству. Но и для самих трудовых мигрантов риск не меньший.
Точной цифры украинских трудовых мигрантов не знает никто. По данным Всемирного банка это свыше 6,5 млн. чел. Международная организация по миграции (MOM) приводит другую цифру – около 4,5 млн. чел. Согласно исследованиям MOM больше всего наших трудовых мигрантов работают в России - свыше двух миллионов человек, около 500 тыс. – в Италии, до 450 тыс. – в Польше. Еще 250 тыс.чел. трудятся в Испании, до 150 тыс. – в Чехии, по 75 тыс. – в Португалии и Греции, около 70 тыс. – в Великобритании. Как видите, цифры впечатляют. Кроме того, есть еще и приграничная миграция, регламентированная соответствующим соглашением между двумя государствами: это когда люди, живущие в приграничных населенных пунктах, ездят на работу в соседнюю страну.
Многие украинцы трудятся на сезонботах в Польше, Голландии, Великобритании, скандинавских странах и т.д. Понятно, что их побуждает к этому низкий уровень зарплаты дома, безработица, особенно в сельской местности, желание заработать на обустройство жилья или обучение детей. Так, по данным соцопросов Государственной службы статистики совместно с Институтом демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАНУ, среднемесячный заработок одного трудового мигранта составляет $930 США, что почти в три раза больше, чем заработок в Украине (приблизительно $330 США). К сожалению, даже несмотря на экономические проблемы в странах-реципиентах, отток трудоспособного населения из Украины не уменьшается. К тому же миграция «молодеет». Соцопросы молодежи показали: 80% студентов хотят уехать учиться за границу и после завершения обучения оставаться там. Это - огромная проблема для Украины и она, без преувеличения, является угрозой национальной безопасности государства.
В последнее время острые вопросы трудовой миграции привлекают внимание не только общества, но и органов власти. Об этом свидетельствуют проведенные в течение прошлого года круглые столы с привлечением научных сотрудников, общественных деятелей, членов правительства. Очень важно, что в Украине состоялись парламентские слушания на эту тему, на основании которых постановлением Верховной Рады приняты соответствующие рекомендации. В них речь идет о необходимости не только усилить социальную защиту трудовых мигрантов, но и выработать эффективную политику занятости населения, чтобы вернуть трудовых мигрантов домой. Актуальным является принятие закона о внешней трудовой миграции. Соответствующий законопроект уже рассмотрели в парламенте, но вернули на доработку, чтобы дополнить нормами, которые не только обеспечат социальную защиту трудового мигранта и членов его семьи, но позволят реинтегрировать в украинское общество.
Это важно не только для восстановления трудового потенциала страны, но и пенсионного обеспечения наших граждан. Вдумайтесь: ныне экономически активного населения Украины свыше 20 млн. граждан, а единый взнос на общеобязательное государственное пенсионное страхование платят лишь 14 млн. чел. Представьте себе, сколько средств, которые можно было бы направить на выплату и повышение пенсий, недополучает пенсионный бюджет. Конечно, часть этой суммы «оседает» в карманах нелегальных работников здесь, в Украине, но и доля, которую могли бы платить трудовые мигранты, значительная. Только в 2012 году, по данным MOM, украинские трудовые мигранты переслали в Украину $7,5 млрд. Это на $1,5 млрд. больше (!), чем вложили инвесторы на протяжении этого же года в Украину.
К сожалению, большинство из трудовых мигрантов думают преимущественно о сегодняшних заработках и редко кто задумывается, как обеспечить себе достойную старость. Поэтому задача Пенсионного фонда – привлечь внимание наших трудовых мигрантов к вопросу пенсионного обеспечения, особенно теперь, когда в украинском пенсионном законодательстве произошли изменения. С 1 октября 2011 года увеличен минимальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии. Если до вступления в силу Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» достаточно было отработать пять лет и человек уже получал право на пенсию, то теперь для этого надо иметь по меньшей мере 15 лет страхового стажа. Еще одна проблема: часто трудовые мигранты работают в тяжелых условиях, потому нередки случаи увечий или хронических заболеваний. Человек даже может стать инвалидом или и того хуже... Поэтому возникает вопрос социальной защиты не только собственно гастарбайтера, но и – в случае его гибели – семьи, оставшейся в Украине. Если бы трудовой мигрант имел страховой стаж, заработанный в Украине, его семья могла бы получить право на пенсию в связи с потерей кормильца. Но, снова таки: если до октября 2011 года этот стаж был от двух до пяти лет, то сегодня, в зависимости от возрастной категории, он увеличен до 14.
Трудовые мигранты, которые возвращаются в Украину, должны понимать, насколько важно иметь не только право на пенсионное обеспечение, которое приобретается после 15 лет страхового стажа, но и пенсионное обеспечение на уровне, не меньшем прожиточного минимума. Для этого согласно новому пенсионному законодательству женщины должны иметь не меньше 30 лет страхового стажа, а мужчины – 35. Понятное дело, если человек продолжительное время работает нелегально за границей, такой стаж в Украине приобрести почти невозможно. Но его можно «купить».
Такая возможность у трудовых мигрантов появилась с января 2004 года, когда в Украине начала действовать страховая система пенсионного обеспечения. Правительство инициировало, а Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно добровольной уплаты единого взноса» № 184-УП от 4 апреля 2013 года, согласно которому можно «купить» стаж и за предыдущие периоды. Скажем так, трудовой мигрант может не только заведомо заключить соглашение о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования самое малое на год, но и за предыдущие периоды. Для этого надо обратиться в территориальный орган Министерства доходов и сборов, которому с октября 2013 года переданы функции администрирования единого взноса, с заверенными копиями справки о присвоении идентификационного номера, трудовой книжки, удостоверения личности и написать заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования по утвержденной форме.
Украина имеет двусторонние соглашения о соцобеспечении с девятью странами Евросоюза, а также продолжает выполнять обязательства, взятые после подписания в рамках СНГ Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в сфере пенсионного обеспечения», которое основывается на территориальном принципе пенсионного обеспечения. Каждое соглашение имеет свои особенности, с которыми можно ознакомиться в территориальном органе Фонда.
Наконец, хочется подчеркнуть, что и в дальнейшем будет вестись активное сотрудничество с заграничными партнерами, чтобы наши граждане могли для получения права на пенсию не только зачислить заработанный за границей стаж к украинскому, но и получить пенсионное обеспечение от того государства, где они работали. Если люди создавали для другой страны блага, она должна отдать им должное. Это – позиция Фонда.
Управление Пенсионного фонда Украины в г.Лисичанске