В 2020 году закон об ОСАГО в Украине может существенно измениться. Если Верховная Рада примет законопроект, рынок обязательного автострахования сделает колоссальный шаг вперед. В МТСБУ считают: новые правила по автогражданке позволят приблизить уровень защиты пострадавших в ДТП к европейским нормам.
Новые требования к надежности страховой компании
1 июля 2020 года будет введен в действие закон о «сплите», который вступил в силу 19 октября. Полное название законопроекта №1069-2 — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг». В результате регулятором страхового рынка станет Национальный банк Украины — сейчас страховщиков контролирует Нацкомфинуслуг. Одна из основных задач НБУ — отсеять ненадежные СК с сомнительной репутацией, большими долгами и непрозрачной структурой собственности. Лицензии останутся только у платежеспособных компаний, которые обладают финансовыми возможностями для своевременных выплат по полисам ОСАГО.
Требования к качеству активов (достаточности капитала) были введены еще Нацкомфинуслуг и вступили в силу с 8 ноября 2019 года. Согласно новым нормам непросроченная дебиторская задолженность СК не должна превышать ее страховых резервов. Другими словами: если у компании денег «в обрез», ей придется покинуть рынок ОСАГО. Страхователям эта перемена принесет только пользу, обеспечив защиту от потенциальных банкротов и вечных должников.
Перспективы ОСАГО после смены регулятора страхового рынка
Эксперты ожидают, что смена регулятора сдвинет реформирование закона об ОСАГО с «мертвой точки». Кардинальные перемены планировались более 5 лет, а Нацбанк может существенно ускорить их внедрение на законодательном уровне. Если НБУ поможет продвижению нового законопроекта по страховкам ОСАГО, украинская автоцивилка в скором времени будет хотя бы частично соответствовать требованиям Евродирективы №2009/103/ЕС.
Вполне возможно, в 2020 году максимальные суммы выплат будут снова увеличены. Постепенный рост лимитов отвечает «долгоиграющим» планам МТСБУ поднять размеры компенсаций до нескольких миллионов гривен. Пока лимит по повреждениям имуществу составляет 130 тысяч гривен, а по физическому ущербу здоровью — 260 тысяч гривен (увеличены в сентябре 2019 года со 100 и 200 тысяч соответственно).
В числе «назревших» изменений — отмена франшизы и расчет компенсаций без учета износа. В центральной базе МТСБУ появится больше информации об автомобилях, авариях и СК. Кроме того, после принятия нового закона МТСБУ получит больше полномочий по регулированию страховых случаев, с которыми не справились обанкротившиеся компании.
Еще одно нововведение касается сроков этапов регулирования. Предельные сроки на осмотр поврежденного авто будут сокращены до 10 дней (после подачи заявления). После согласования размера ущерба у страховщика будет всего 10 дней на принятие решения о выплате и 5 дней на выплату компенсации (всего — 15 дней). Актуальный на сегодня срок 90 дней в будущем будет устанавливаться только в том случае, если обстоятельства ДТП выясняются в судебном порядке.
Что уже изменилось в ОСАГО
В сентябре вступило в силу распоряжение Нацкомфинуслуг о повышении лимитов по ОСАГО на 30% (130 и 260 тысяч) и изменении некоторых корректирующих коэффициентов. В числе нововведений — привязка «территориального» коэффициента К2 к месту регистрации автовладельца (ранее — автомобиля).
Из-за увеличения размера К2 автоцивилка подорожала для жителей Киева и ряда других городов, а также для владельцев авто на «евробляхах».
В 2019 году сотрудники дорожной полиции стали проверять автоцивилки онлайн по базе МТСБУ. Водителей обязали иметь при себе бумажный или электронный полис, который необходимо продемонстрировать в случае ДТП. Электронный вариант можно распечатать или сохранить в памяти смартфона.
Страховщики и страховые агенты скоро будут распечатывать бумажные полисы на новых бланках, утвержденных распоряжением Нацкомфинуслуг № 1514. По информации на сегодня, старые бланки будут использоваться до конца зимы 2020 года.