После ряда, состоявшихся накануне встреч с лидерами Великобритании, Франции и Германии Президент Украины Владимир Зеленский сегодня 9 февраля прилетел в Брюссель, где примет участие в саммите стран членов ЕС и проведет несколько переговоров.
Какие ключевые вопросы планирует задать Зеленский союзникам узнала Euractiv , передает Час Пик.
Завершая свое двухдневное европейское турне, на саммите ЕС Зеленский попытается торпедировать некоторые ключевые вопросы, которые очень чувствительны для Украины.
Четыре ключевых вопроса в Брюсселе
Прежде всего, ожидается, что украинская сторона будет давить на страны-члены ЕС по поводу общей поддержки для ускорения поставок оружия к вероятному весеннему наступлению России.
"Нам очень нужны по состоянию на данный момент, по состоянию на вчера, дальнобойная артиллерия и все виды артиллерийских боеприпасов", — сказал украинский чиновник журналистам, выступая на условиях анонимности.
"О боевых танках решение принято несколькими государствами-членами, но танков у нас пока нет - это нужно ускорить", — сказал чиновник.
Гарантировав поставки западных боевых танков в последние недели, украинские чиновники теперь сосредоточены на попытках обеспечить поставки ракет большей дальности и истребителей.
Западные правительства пока дают отпор запросам на самолеты, утверждая, что они не то что нужно Украине сейчас, и что на подготовку украинских пилотов уйдут годы.
Восточно европейцы однозначно поддерживают поставки истребителей в Киев, Франция и Нидерланды не совсем против этой идеи, Великобритания колеблется, но, вероятно, двигается, а Германия против.
"Мы не армия без реактивных самолетов, мы летали на реактивных самолетах советского типа, они хорошие, но устаревшие", – сказал украинский чиновник.
"Обучение на Patriot [противоракетных комплексах], которое обычно занимает 10 месяцев, заняло у наших солдат 10 недель - будьте уверены, что это будет аналогично для любых реактивных самолетов", — привел для сравнения чиновник.
Новые санкции против России также, вероятно, будут обсуждаться в Брюсселе.
Зеленский, скорее всего, будет давить на лидеров ЕС, чтобы они включили ядерную энергетику, точнее "Росатом", в санкционный список из-за российской оккупации атомной электростанции в Запорожье, которая была захвачена российскими войсками в марте прошлого года и неоднократно попадала под обстрел, вызывая опасение ядерной катастрофы.
В настоящее время страны-члены ЕС работают над 10-м пакетом санкций, который, по словам официальных лиц и дипломатов ЕС, должен быть готов до 24 февраля.
В преддверии саммита ЕС Польша и страны Балтии заявили, что подтолкнут своих коллег к ускорению работ по использованию замороженных активов для поддержки восстановления Украины, говорится в совместном письме EURACTIV.
После прошлой недели вступление в ЕС, вероятно, будет также важным вопросом на саммите, и украинские чиновники будут настаивать на открытии переговоров о членстве до конца этого года.
Канцлер Германии Олаф Шольц, похоже, поддержал стремление Украины в Париже в среду, когда сказал: "Я передаю четкий сигнал Брюсселю: Украина принадлежит к европейской семье".
Однако именно Германия выразила мнение, что ЕС не может расшириться без реформы блока, чтобы присоединить новых членов.
В то время как некоторые страны-члены ЕС стремятся поднять моральный дух Украины, говоря о членстве, другие гораздо осторожнее и указывают на необходимость выполнения ряда критериев, определенных Европейской комиссией, прежде чем они смогут даже начать переговоры.
"Украине нельзя предоставить какой-то особый статус над, скажем, странами Западных Балкан, которые находятся в процессе вступления и проходят через все этапы", — сказал дипломат ЕС.
Западным Балканам нельзя сказать: "Ну, для того чтобы попасть в ЕС, нужно быть в состоянии войны", — добавил он.
Однако украинские официальные лица называют этот аргумент "искусственным", указывая на то, что большинство лидеров западных Балкан приветствовали ускорение членства Украины.
Еще одним пунктом брюссельской повестки дня Зеленской будет просьба о поддержке лидерами ЕС его мирной формулы – плана из десяти пунктов, который, по мнению Киева, может создать новую архитектуру глобальной безопасности.