История Крыма насчитывает не одно тысячелетие. Расположенный в благоприятной климатической зоне и на перекрёстке торговых путей полуостров всегда был заселён и отличался многонациональной культурой.
Сегодня об этом хорошо известно археологам. Новости археологии с раскопок на Крымском полуострове пестрят заголовками типа «Во время раскопок в Крыму обнаружено античное святилище» или «В Крыму обнаружены древние сарматские склепы».
Первые люди появились на крымской земле около ста тысяч лет назад. Короткая тёплая зима и продолжительное солнечное лето, богатый растительный и животный мир Крыма позволяли племенам и народам, с древности оседавшим на его землях, заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове большого количества месторождений железной руды способствовало развитию ремёсел, металлургии, горного дела.
В Крыму в разные исторические периоды жили тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, готы, гунны, авары, болгары, хазары, славяне, печенеги, половцы, караимы, монголы и крымские татары, итальянцы и турки.
Именно поэтому Крым богат на находки. Например, недавно на могильнике Нейзац в предгорье Крыма обнаружены уникальные находки. Сам могильник – это около 600 погребальных сооружений, оставленных во II-IV веке н.э. ираноязычными сарматскими племенами и предками переселившихся с Северного Кавказа средневековых алан.
В одном из захоронений археологи обнаружили такой феномен, что из одного склепа выкинули ранее похороненных там алан, и гунны похоронили там своего человека. В этом захоронении найдена бронзовая нашейная гривна, точильный камень и скопление из 85 округлых камешков. Однако наибольший интерес для археологов представляют скопления керамики, которую закапывали рядом с могилами.
Уникальное для Крыма явление, которое зафиксировано пока только в могильнике Нейзац - между могилами выкапывали небольшую яму, в которую ставили определенное количество сосудов.
Также в Крыму нашли гробницу с христианскими и исламскими символами. Найденная в Крыму гробница неизвестного интеллектуала, на которую нанесены одновременно христианские и мусульманские символы, является уникальным примером культурно-религиозного взаимодействия. Она говорит о признании авторитета человека знания со стороны разных общин Золотоордынского города Солхат в Крыму, где сделана находка.