В Украине приняли новый закон по коммунальным услугам. "Коммунальный переворот" почувствуют на себе абсолютно все потребители, проживающие в многоквартирных домах, то есть большинство населения страны.
Верховная Рада 4 декабря проголосовала за проект Закона №2458 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг", сообщает Час Пик.
Законопроект был подан в парламент больше года назад, а в мае 2020 г. принят в первом чтении. Документ несколько раз переписывали, а его рассмотрение несколько раз откладывали.
Ключевое в принятом 4 декабря законе - именно договоры поставщиков коммунальных услуг с потребителями.
Коммунальные договора
Законом вводится новая классификация жилищно-коммунальных услуг, различные модели договорных отношений, меняются подходы к формированию тарифов, вводится ответственность за ненадлежащее исполнение договора и др.
В действующем Законе №2189-VIII "О жилищно-коммунальных услугах" прописано, что в Украине совладельцы многоквартирных домов независимо от избранной ими формы управления многоквартирным домом не позднее 1 мая 2020 года должны были принять решение о модели организации договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг и заключить договоры.
Но по факту до назначенной даты договоры подписало лишь несколько процентов жильцов многоэтажек. Потом, ссылаясь на карантин и сложную ситуацию в стране, норму отложили.
По новой схеме - поставщик может просто вывесить на сайте вариант публичного договора, и если в течении 30 дней потребитель не подпишет какой-то другой, индивидуальный вариант, его автоматически "присоединят" к стандартному. Ну или - предложат отключиться от услуги.
Запускается новая для Украины модель - все услуги (тепло, вода, электроэнергия и прочее) будут поставляться исключительно "до входа в дом". А внутридомовые сети (по которым та же вода идет в квартиры) - головная боль самих жильцов.
Техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги, осуществляются совладельцами или привлеченными ими уполномоченными на выполнение таких работ лицами за счет совладельцев.
Важно понимать, что коммунальные услуги – вода, свет, тепло – это отдельно. А обслуживание (управление домом) – трубы, электросети, насосы, лифты, котельная, счетчики - это совсем другое. Нужно определиться именно с тем, кто, какая компания или жильцы самостоятельно будут ухаживать за состоянием сетей в доме.
"99% жителей многоэтажек посадят на договоры без внутридомовых сетей. Поставят вам воду до точки входа в дом, а дальше - что хотите, то и делайте. Каково состояние внутридомовых сетей, будут ли там аварии - поставщика не интересует. Хотите - нанимайте управляющего (ОСМД), он все решит за ваши деньги, а нет - справляйтесь сами", - говорит глава Ассоциации профессиональных управляющих недвижимости Андрей Никончук.
Отключение коммунальных услуг
Одна из конфликтных норм, которая прошла в итоговой версии закона - о несанкционированном доступе коммунальщиков в жилье. Коммунальщики смогут попросту входить в квартиры без согласия жильцов.
А обязанности жильцов и порядок доступа управителя дома и исполнителей коммунальных услуг расписаны в ст. 29 закона "О жилищно-коммунальных услугах". В ней, в частности, содержится требование к потребителю коммунальных услуг обеспечить перечисленным лицам беспрепятственный доступ в свое жилище для ликвидации и предупреждения аварии, для установки или замены инженерного или сантехнического оборудования, снятия контрольных показаний с приборов учета. Причем такой доступ, по закону, должен предоставляться "круглосуточно".
"Отказ потребителя предоставить доступ исполнителю коммунальной услуги… является основанием для прекращения предоставления потребителю соответствующей коммунальной услуги", – говорится в законе.
В некоторых случаях исполнители коммунальных услуг смогут прорваться в квартиру и без согласия владельца. Они получат на это право "в неотложных ситуациях, связанных с необходимостью спасения жизни и здоровья людей и/или имущества". При таком несанкционированном доступе кроме исполнителя услуги должны присутствовать также представители органов внутренних дел, работники аварийно-ремонтной бригады и кто-нибудь из соседей.
Работники аварийно-ремонтной бригады должны по окончании "несанкционированного визита" отремонтировать поврежденные элементы (замки, входные двери или окна и т.д.). Однако счет за взлом и починку дверей или окон будет выставлен виновнику, т. е. хозяину квартиры, в квитанции об оплате ЖКУ.
Коммунальные платежи
Чтобы избежать коммунального коллапса, жители многоквартирных домов должны определиться с формой управления домом. То есть, кто его будет обслуживать. От этого также зависит, сколько платежек придется оплачивать жильцам дома.
Платежки в очередной раз разделятся (услуги - отдельно, абонплата - отдельно).
Платежек станет больше. Например, платеж за холодную воду разделят на четыре - собственно, холодная вода, абонентская плата (то есть платежка за то, что вам напечатали и прислали платежку), за поверку счетчика и отдельно за его обслуживание. То же самое касается горячей воды и отопления.
Пока непонятно, как в итоге вырастет общая платежка по коммуналке, если будет множество тарифов и их станут постоянно пересматривать. По словам экспертов, люди просто не будут успевать следить за тем, что и насколько дорожает.
Напомним, 4 декабря Верховная Рада проголосовала за проект №2458 и передала его на подпись президенту.
Читайте также:
В Украине с 1 декабря увеличится размер алиментов
В Украине с 16 января 2021 сфера обслуживания переходит исключительно на украинский язык