Prozorro - это электронная площадка, где проходят процедуры публичных закупок, публикуются отчеты о заключенных договорах и годовые планы закупок.
Пользоваться данной системой могут любые субъекты хозяйствования (юридические и физические лица-предприниматели), органы государственной власти и местного самоуправления.
Кто обязан пользоваться Prozorro
Площадка Prozorro дает возможность осуществить...
Мониторинг публичных закупок: Модуль аналитики BI
На что же обратить внимание в первую очередь
Посмотрите видеоурок по анализу закупок в Prozorro:
Кто обязан пользоваться Prozorro
Согласно Закону Украины «О публичных закупках» заказчиками приобретения товаров, работ и услуг в системе в обязательном порядке есть органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы социального страхования, созданные в соответствии с законом, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, обеспечивают потребности государства или территориальной общины, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе, при наличии одного из следующих признаков:
- юридическое лицо является распорядителем, получателем бюджетных средств;
- органы государственной власти или органы местного самоуправления или другие заказчики обладают большинством голосов в высшем органе управления юридического лица;
- в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов.
К заказчикам также относятся юридические лица и / или субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования и соответствуют хотя бы одному из следующих признаков:
органам государственной власти, органам власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления принадлежит доля в уставном капитале предприятия в размере более чем 50 процентов или такие органы обладают большинством голосов в высшем органе субъекта хозяйствования или правом назначать более половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета предприятия.
Любой другой субъект хозяйствования может воспользоваться системой Prozorro для проведения закупок.
Проведение тендерных процедур обязательно для заказчиков, при условии, что стоимость предмета закупки товаров и услуг равна или превышает 200 000 гривен, а работ - 1,5 миллиона гривен;
для заказчиков, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товаров, услуг равна или превышает 1000000 гривен, а работ - 5000000 гривен.
То есть при закупках на эти суммы и выше, проведение тендерной процедуры обязательно.
Если суммы меньше, можно осуществлять «допороговые» закупки, положение о которых зачастую принимается органами местного самоуправления. Например, многие снижают пороги для проведения обязательных электронных торгов.
В случае закупок товаров, работ и услуг без Prozorro, но их стоимость равна или превышает 50 000 гривен, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах.
Войти с систему можно осуществить по ссылке https://prozorro.gov.ua/
Площадка Prozorro дает возможность осуществить поиск:
- Планов закупок заказчиков
- Тендеров
Закупки осуществляется в соответствии с годовым планом. Сам план, приложение, изменения к нему публикуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение пяти дней со дня их утверждения. Поэтому, если вы проверяете какую-то закупку, лучше начать с проверки обнародования плана и приложения на странице. Именно здесь все заказчики обязаны обнародовать информацию о запланированных закупках от одной копейки. При этом, годовой план и приложение к нему должны быть размещены в объявлении закупки или отчете о заключенном договоре.
Поиск планов закупок можно провести по:
- Ключевому слову (наименованию заказчика, коду ЕДРПОУ)
- Номерам кодов государственных классификаторов продукции и услуг
- Номеру плана
- Периоду закупки
- Заказчику
- Региону
- Типу процедуры
Поиск тендеров можно провести по следующим критериям:
- Ключевому слову (наименованию заказчика, коду ЕДРПОУ)
- Интервалу стоимости
- Номерам кодов государственных классификаторов продукции и услуг
- Номеру закупки
- Периоду закупки
- Заказчику
- Региону
- Статусу закупки
- Типу процедуры
Для поиска одновременно можно выбрать ряд критериев.
Выбрав критерии поиска, получаем список всех тендеров, удовлетворяющих заданному условию
Выбрав конкретную запись, получаем карточку тендера
В карточке отражена вся информация о закупке
- Предмет закупки
- Тип процедуры
- Информация о заказчике
Тут можно выбрать все закупки, проведенные этим заказчиком
- Обоснование неконкурентной процедуры
- Информация о предмете закупки. Как мы видим в данной закупке фигурирует 4 лота.
- Информация про лот, наименование, сумма, объем, условия поставки.
- Критерии выбора победителя
Для выбора другого лота по этой закупке, необходимо перейти на другую закладку в карточке
Кроме этого можно посмотреть отчет о проведении процедуры
- Протокол раскрытия предложений
- Уведомление о намерении заключить договор
- А также данные по заключенному договору
Если были проведены оплаты по данному договору их можно увидеть перейдя по ссылке
«Проверить оплаты»
В конце карточки имеется информация о внесении изменений в заключенный договор по закупке.
Уведомление о внесении изменений можно посмотреть, нажав на ссылку HTML
Мониторинг публичных закупок: Модуль аналитики BI
Можно очень долго по поиску на площадках ProZorro выбирать тендеры и отчеты о договорах, чтобы сравнивать цены, участников, несостоявшиеся процедуры. Но лучше воспользоваться модулем аналитики
bi.prozorro.org
prozorro.gov.ua → Моніторинг → Перейти к модулю аналитики
Все эти инструменты, которые разрабатывались и поддерживаются командой Transparency International Украина.
Модуль BI интерактивный. В нем можно анализировать очень много данных, при этом делать выборки, например, по дате, региону, заказчику и прочим показателям.
Вся аналитика визуализирована здесь есть графики и диаграммы, причем они интерактивные.
Итак, BI может выполнять анализ в любых разрезах, искать и фильтровать, исследовать историю поставщика, заказчика, посмотреть какие группы товаров покупались, на кого были жалобы и от кого, и множество других данных.
Для чего это нужно?
Конечно, любому человеку, который интересуется закупками. Честному заказчику, который хочет проанализировать цены и выставить оптимальную начальную в карточке тендера, участникам, которые могут здесь найти интересные тендеры, информацию на заказчиков. А также общественникам и журналистам, которым за небольшое время можно найти тему для интересной статьи.
Итак, заходим на главную страницу bi.prozorro.org
Мы видим общее количество процедур в системе, экономия - рассчитывается для конкурентных процедур, ожидаемая стоимость, количество организаторов, участников, предложений.
Элементы управления:
- выбор количества дней от оглашения процедуры
- допороговость
- конкурентность
- статусы (завершенные, неуспешные, в статусе прохождения)
Также можно выбрать показатель, по которому строятся все диаграммы:
- количество процедур (по умолчанию)
- ожидаемые предложения
- экономия
Ниже вы увидите диаграммы рейтингов организаторов, статусов процедур, динамики ожидаемой стоимости.
Все эти показатели по умолчанию вы видите по Украине в целом. Если вы кликните на одну из областей карты (правый нижний угол), то сделаете выборку по региону.
Выборка по Луганской области
Тут мы видим, что сразу изменился рейтинг организаторов: Луганская ОГА вышла на первое место. Кликните на столбец и сразу увидите всю информацию о закупках.
К тому же вверху появился еще один фильтр, значит и диаграммы теперь показывают данные именно по Луганской облгосадминистрации.
Этот фильтр можно убрать, нажав на крестик, и мы снова возвращаемся к Луганской области.
Показатели для мониторинга
Это только первый лист аналитики, который называется «Показатели», однако есть и другие:
- типы процедур,
- оглашение торгов,
- определение победителя,
- неконкурентные процедуры,
- анализ,
- анализ требований и жалоб,
- конкуренция в успешно завершенных тендерах,
- карточка организатора,
- организаторы,
- участники,
- тендеры,
- география (организаторы и участники),
- GPA анализ
- отборы (можно выбрать по фильтрам).
Например, журналист получил задание написать статью о тендерах в 2017 году на самые большие суммы в Луганской области. Кто их проводил, по какой процедуре и кто стал победителем.
Давайте зайдем на лист - ТЕНДЕРЫ (напомню, что мы по-прежнему в Луганской области).
Клацнем мышкой на Управление столбцами, видим список показателей в таблице (серым - те, что в таблицу не вошли).
Давайте внесем в таблицу Ожидаемую стоимость, Организатора и Победителя, перетаскивая эти пункты вверх на желаемое место. Мы теперь получили другую таблицу с нужными нам столбцами.
Не забудьте выбрать период, ведь нам нужны закупки только за 2017 год.
Теперь отсортируем таблицу по Ожидаемой стоимости (кликните на шапку этого столбца).
Теперь мы видим самые «дорогие» закупки в Луганской области и информацию о них:
- что закупалось
- ссылка на тендер
- ожидаемая стоимость (может значительно отличаться от окончательной)
- организатор закупки
- победитель
- ссылка на отзыв (если его оставили)
- конкурентность процедуры
- дата публикации процедуры
- статус (завершена, не состоялась).
Как видим в десятке организаторов самых дорогих тендеров - угольные предприятия.
Но среди конвейерных лент и прочего шахтного оборудования мы замечаем строительство дома: «Будівництво житлового будинку № 16Б в мікрорайоні №7, м. Рубіжне, Луганської області (завершення будівництва)» и тендеры по этой работе в феврале, марте и июне 2017 года.
Февральский тендер не состоялся, так как документы компаний не соответствовали тендерной документации. Чтобы это «понять» надо пройти по ссылке в таблице на тендер https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2017-02-15-000368-a , а дальше пройти по ссылке «HTML» в строке: Друкувати звіт про результати проведення процедури PDF ● HTML
И мы видим такую информацию:
Если перейти по ссылке в таблице на второй «состоявшийся» тендер, то увидим кто участвовал в тендере и победил:
Сообщение о намерении заключить договор, его сумме, список договоров и изменений к ним, а кликнув по ссылке «проверить оплаты», вы увидите, сколько денег уже было перечислено подрядчику из бюджета.
Все документы вы можете просмотреть и распечатать.
Осталась у нас третья непонятная закупка на такую же ожидаемую сумму - более 51 млн. грн. в июне этого года. К тому же она неконкурентная и, перейдя по ссылке, мы видим только отчет про заключенный договор на авторский надзор на сумму 54 172,80 грн. Это уже не первый раз отдел капстроительства ЛОГА выставляет договора проектов, технадзоров, указывая в качестве ожидаемой суммы - всю сумму работ по ремонту или строительству.
Совет для журналистов и общественников: отдельно посмотрите неконкурентные процедуры, ответьте на вопрос: почему многомиллионные сделки заключались путем переговоров, а не конкурентных торгов?
Проверка участников
Данные о любом юридическом лице мы можем узнать из многих источников:
1. Кабинет Минюста (очень долго проходит проверка, не робот ли вы)
2. https://odnodata.com/ukr_uo/search - берет информацию из открытого реестра data.gov.ua
3. youcontrol.com.ua (большая часть платная)
4. opendatabot (робот в Messenger, Telegram, Viber, Skype)
Но есть теперь такая функция и в bi.prozorro.org
Выбираем лист «Участники», видим таблицу с участниками в закупках по Луганской области в 2017 году. Каждый столбец можно отсортировать по возрастанию/убыванию, а также осуществить в нем поиск, например, найти конкретную фирму или предпринимателя.
Чтобы узнать информацию об участнике, перейдите по ссылке «Перевірити».
Например, проверим ООО «Инвестсевер», который выиграло предложений уже на 41 млн. грн.
Мы можем посмотреть не только реквизиты предприятия и ФИО директора, но и историю изменений, а также ссылки на судебные документы, в которых фигурирует данная компания. В данном случае мы видим, что ведется уголовное дело по завладению бюджетными средствами.
У некоторых участников процедур закупок сотни таких уголовных историй. Например, у ООО «БАДМ», которое продало фармацевтическому коммунальному предприятию Луганщины лекарственных препаратов на сумму 150 млн. грн.!!! Ссылка на отчет про договор https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2017-03-03-000081-c
На что же обратить внимание в первую очередь:
1. На дробления предмета закупки на части с целью избегания торгов
Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избегания проведения надпороговых процедур. Для этого нужно проверить как планирование заказчика, так и его обеспечение в финансировании. Чтобы найти возможное разделение, нужно воспользоваться поиском. Выбирать соответствующий код классификатора предмета закупки, код ЕГРПОУ заказчика и осуществить поиск за календарный год.
Однако, даже если было найдено несколько закупок, которые в сумме превышают порог для проведения закупок в соответствии с требованиями Закона, не нужно делать преждевременных выводов о нарушениях. Нужно исследовать природу их возникновения и сроки их финансирования. Если заказчиком намеренно осуществлено разделение, при этом он знал о том, что годовая потребность является большей чем первая закупка - это дробление. Но нужно помнить и о непредсказуемых закупках, которые не зависят заказчика. Например, аварийные работы или потребность, которую невозможно было предусмотреть на момент планирования и проведения первой закупки.
2. Сроки при проведении закупок
Бывает так, что организаторы не выдерживают сроки. Законом определено, что минимальный срок для подачи предложений при надпороговых закупках составляет 15 дней до дня вскрытия предложений. При этом, если ожидаемая стоимость закупки превышает для товаров и услуг - 133 тысяч евро, для работ - 5150000 евро, такой срок должен составлять не менее 30 дней.
С даты опубликования сообщения о намерении заключить договор о закупке должно пройти не менее 10 дней до заключения самого договора. Однако, есть исключения для переговорной процедуры закупки - не менее 5 дней. Это тогда, когда переговорная закупка связана с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованного снабжения тепловой энергии, централизованного снабжения горячей воды, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотведения и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.
При этом, для открытых торгов договор может быть заключен не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке. Для переговорной процедуры этот срок составляет 35 дней.
3. Тендерная документация
Еще до проведения аукциона и определения победителя анализ документации позволяет сделать общее представление о ходе закупки. Очень часто заказчики, например, прописывают конкретную торговую марку товара, который планируется приобрести, определяют дискриминационные требования в документации. Все это запрещено законом и требует особого внимания.
4. Предложения участников торгов
Отклоненные и признанные победителями предложения участников анализируйте на соответствие требованиям документации заказчика. С его стороны должно быть равное отношение к предложениям всех участников. Именно это и необходимо анализировать. Особое внимание следует уделить дате загрузки участниками документов, ведь, часто документы, которых не хватает в составе предложения, подгружаются участниками с разрешения заказчика. Такие действия являются нарушением Закона.
Также, нужно проанализировать предложения участников на предмет сговора, приводящие к искажению результатов торгов.
5. Договор и его выполнение
Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения победителя. Договор требует анализа, ведь, по нему будет произведена оплата. Законом определено исключительные случаи для внесения изменений в договор и предусмотрены случаи его недействительности. Изменения вообще нечасты, поэтому их тоже нужно анализировать на завышение цены, изменения в количестве товаров и другие существенные условия.
Проще проверить цены на товары, используя общедоступные ссылки в сети интернет. Однако, нужно помнить, что не всегда завышенная цена свидетельствует о переплате средств, ведь в цене договора, например, может быть предусмотрена доставка, упаковка, а также разные риски.