В 2017 году сайт Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных исполнять функции государства и местного самоуправления «лег» от количества загружаемых документов, так как отчитываться стали местные депутаты и чиновники, работники коммунальных и государственных предприятий. С увеличением количества, резко снизилось качество - ошибок в декларациях стало в разы больше.
Никаких статей и разъяснений по нюансам е-декларирования в начале 2017 года не было, НАЗК стал объяснять только в конце периода декларирования. Например, про место работы, которое должен указывать депутат местного совета дали разъяснения только после 20 марта 2017 года. Поэтому ошибки сделали многие.
Посмотрите видеоурок по поиску ошибок в декларациях:
Содержание:
Место работы и должность субъекта декларирования
Кто должен был подать декларацию
- Депутаты местных советов
- Должностные лица местного самоуправления
- Государственные служащие категории «В»
- Военные должностные лица ВСУ, Госспецсвязи и других воинских формирований
- Руководители заведений здравоохранения центрального, областного, районного, городского уровня
- Президент, первый вице-президент, вице-президенты и главные ученые секретари НАНУ и национальных отраслевых академий наук, руководители научно-исследовательских институтов и прочих научных учреждений
- Должностные лица юридических лиц публичного права - работники, наделенные должностными полномочиями осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (государственных, коммунальных предприятий, учреждений или организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, лица, руководящие участками работ).
Не заполняют декларацию
- Образование - все должностные лица государственных и коммунальных заведений образования (ДУЗ, ОУЗ, ПТУЗ, внешкольное образование). ИСКЛЮЧЕНИЕ для руководителей вузов и их заместителей.
- Здравоохранение - должностные лица государственных и коммунальных заведений здравоохранения, кроме руководителей.
- Наука - должностные лица государственных и коммунальных заведений науки, кроме президентов, первых вице-президентов, вице-президентов и главных ученых секретарей НАНУ и национальных отраслевых академий наук; других членов Президиума НАН Украины и президиумов национальных отраслевых академий наук, избранных общим собранием НАН Украины и национальных отраслевых академий наук соответственно; руководителей научно-исследовательских институтов и других научных учреждений.
- Культура, спорт - должностные лица заведений культуры, искусств, восстановления и хранения национальной памяти, физической культуры, спорта и национально-патриотического воспитания независимо от уровня и подчиненности
- Соцзащита - должностные лица заведений, осуществляющих основную деятельность в сфере соцобслуживания населения, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, соцзащиты ветеранов войны и участников АТО.
Список заведений, должностные лица которых освобождаются от подачи е-деклараций, является исчерпывающим. Поэтому обязанность по заполнению е-деклараций с 01.01.2017 г. осталась у должностных лиц других государственных и коммунальных учреждений и организаций, например, Госветфитослужбы.
Ни под одну волну е-декларирования не подпадают (поскольку на них не распространяются требования финансового контроля в соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона № 1700):
1) работники госорганов, выполняющие функции по обслуживанию, служащие и рабочие ОМС (например, секретари, стенографисты, архивариусы, делопроизводители, охранники, если они не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции);
2) должностные лица частных предприятий, даже если в них есть доля государственной или коммунальной собственности;
3) военнослужащие срочной службы;
4) частные и государственные нотариусы, адвокаты.
Место работы и должность субъекта декларирования
По разъяснению НАЗК: «у розділі «Інформація про суб’єкта декларування» у полях, які стосуються місця роботи та займаної посади, необхідно зазначити посаду, у зв’язку з якою виник обов’язок подати декларацію. Наприклад, посаду депутата місцевої ради чи члена наглядової ради. Те саме стосується кандидатів на такі посади».
Большое количество депутатов местных советов указали работу и должность на предприятиях и как предприниматели, так как считали, что «депутат» - это не должность, а общественная деятельность.
Оказывается, указывать надо название деятельности, в связи с которой у него возникла обязанность подавать декларацию.
В этом разделе - огромное количество ошибок. Основная - надо указать недвижимость, которой декларант пользуется (арендует, просто живет в квартире супруга или родителей).
Например, депутат вообще не указал недвижимость, которой пользуется.
По сути, сюда вписывается место фактического проживания. Например, депутат Юрий Фурман зарегистрирован в Кадиевке, а фактически проживает в Северодонецке. Но жилье у него есть только в Кадиевке. А где он живет в Северодонецке?
Если декларанту принадлежит только часть имущества или земли, надо указать всех собственников.
Есть у наших декларантов дома, которые висят в воздухе, то есть без указания земельного участка. Нельзя пользоваться жилым домом, при этом никак не использовать земельный участок, на котором такой дом стоит. Это может быть не только собственность, но и аренда, безоплатное пользование.
Если машина принадлежит жене декларанта, а он ее пользуется, то это также надо указывать в декларации. Тоже касается служебного транспорта, используемого в личных целях.
Например, народный депутат Сергей Дунаев пользуется автомобилем Порш Каен, он даже записал в нем интервью. Однако у него в декларации такого ТС нет.
Одна из наиболее распространённых ошибок - не правильное указание источника происхождения такого вида дохода. Депутаты, чиновники просто указывают себя как источник не только зарплаты, но и пенсии, хотя им необходимо указывать своего работодателя или организацию (Управление пенсионного фонда)
Кто должен быть собственником своей зарплаты? Конечно же, декларант. В крайнем случае - совместная собственность с супругом. Но бывают собственники - работодатели.
Необходимо декларировать активы, которые В СОВОКУПНОСТИ превышают 50 минимальных прожиточных минимумов для трудоспособных лиц на 1 января отчетного года:
68 900 гривен (1378 гривен х 50) - для тех, кто подает декларацию за 2016 год.
Можно только удивляться декларациям людей, которые получают сотни тысяч гривень дохода, не тратят их (не заполнен раздел расходы, не покупалась недвижимость, ТС и дорогие вещи), при этом совсем не указывают размеры хотя бы наличных средств. Например, специалист Лисичанского городского отдела государственной регистрации актов гражданского состояния Главного территориального управления юстиции в Луганской области вместе с мужем и дочерью потратили все заработанные более 770 тыс. грн.
Очень часто, даже приобретая в отчетный период автомобиль, декларанты не указывают его стоимость. То же касается недвижимости и земельных участков. Несмотря на то, что их оценка делается в том числе во время приватизации и наследования.
Как видите, ошибок в декларациях очень много. Но есть и глупые, например, полицейские декларируют доход 10-15 млн. грн. Таких миллионеров много в Патрульной полиции городов Северодонецк, Лисичанск, Рубежное.
Также стоимость квартиры может быть 9 грн. на момент приобретения.
Часть собственности может составлять 1%, вместо 100%. Поражают название должностей: «замісник» - вместо заступник, «руководитель» - вместо керівник, «председатель» - вместо голова. Получается, что люди, которые выполняют функции государства, не знают государственный язык.
Читайте также: Инструкция пользователя: как искать информацию в декларациях чиновников